Солнечный свет, льющийся сквозь красочный витраж, — это, согласитесь, потрясающее зрелище. Витражи ассоциируются с парадностью и даже монументальностью, так как витражные окна чаще всего украшают здания музеев и храмов. Поэтому многие люди уверены, что витражам в интерьере жилого дома не место. Кроме того, принято считать, что витраж — это очень дорого и явно не рассчитано на среднестатистический интерьер.
Однако и то, и другое не совсем верно. Стоит сказать, что витраж в интерьере жилого дома использовался еще в 19 веке, когда в моду вошел стиль модерн. Что касается стоимости витражей, то современные технологии позволили значительно снизить затраты на их изготовление, что, конечно, сказалось и на цене. Витраж — это не такая уж и роскошь в наши дни, как можно было бы подумать. Тем более существуют псевдовитражи, доступные каждому.
Классический витраж: прозрачные куски стекла, вырезанные по рисунку, скрепляются протяжкой (перегородкой) из металла. В местах стыка протяжка спаивается. Получается единая конструкция из стекла и металла, причем металл не только служит каркасом, но и образует контур линий рисунка. Данная техника мало изменилась со времен Средневековья.
Классическими называют и витражи, выполненные в технике Тиффани. Особенность этой технологии в том, что для скрепления стекла используется медная фольга. Рисунок витража получается более легким, изящным, а контур — тонким. Техника Тиффани позволяет использовать более мелкое стекло, поэтому витражи получаются ажурными.
Расписной витраж: на поверхность стекла, цельного (псевдовитраж) или собранного из фрагментов, наносится роспись прозрачными красками.
Пленочный витраж: поверхность стекла оклеивается специальными цветными пленками с клеящей основой.
Пескоструйный витраж: витраж состоит из группы стекол, прошедших пескоструйную обработку.
Мозаичный витраж: такой витраж имеет, как правило, геометрическое построение. Он собран из практически одинаковых по размеру модулей, которые могут быть предварительно обработаны по одной из техник.
Фьюзинг витраж: такой витраж создается путем запекания разноцветных стеклянных фрагментов либо путем включения в стекло инородных элементов (например, «впекание» в стекло проволоки).
Берется прозрачное стекло, на нем составляется рисунок, по которому выкладывают в несколько слоев цветные стеклянные фрагменты. Затем композицию помещают в печь, нагретую до определенной температуры. В печи все слои спекаются и становятся единым целым.
Витраж травленый: за основу берется способность плавиковой кислоты разрушать стекло. Используя специальные трафареты, защищающие стекло от разрушения, мастера создают глубокие контуры рисунков любой сложности.